Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно при своевременном речевом развитии, и, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень сложно согласовывать определенные действия и при этом проговаривать что-либо. Учитывая то, что все дети любят играть, а умения и знания, полученные в игре, прочны и закрепляются без особых усилий, на занятиях с детьми-инвалидами в ГБУ АО «Белогорский КЦСОН» используют дидактические игры с прищепками и мягкими шариками в целях развития мелкой моторики и речи. Так, простая игра «Накорми голодного птенца», несёт в себе много полезного, захватывающего и дающего знания и положительные эмоции. Перед тем, как начать кормить птенца, с ребенком проводится беседа о взрослых птицах и их птенцах, их внешнем виде, образе жизни и питании. Рассматриваются зернышки (цветные шарики), называются форма и цвет. Затем пересчитывается общее количество цветных шариков, а также считаются шарики определенных цветов, сравнивается их количество. Затем идёт непосредственный процесс «кормления». Клювик взрослой птицы заменяет прищепка, которой ребенок берет зернышко и кормит птенца, называя цвет зернышка и при этом, считая их. Задача усложняется, когда ребенку даётся вторая прищепка и предлагается выполнять кормление двумя руками одновременно. Иногда это занятие проводится как соревнование по быстроте кормления птенца, участникам выдаётся одинаковое количество зернышек, и по окончании определённого времени, пересчитываются зернышки, которые успел забросить каждый ребенок. Подобные занятия способствуют развитию речи ребёнка, и формированию полноценного восприятия окружающей действительности. На занятии ребёнок обязательно поощряется похвалой и подбадриванием к выполняемым действиям и ответам, – рассказывает логопед отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями Ольга Васильченко. |